Минфин России продолжает рассказывать об изменениях в аудиторском законодательстве, внесенных Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ (Информационное сообщение от 7 июля 2021 г. № ИС-аудит-46/2). Напомним, ранее, Министерство сообщало об изменениях в терминологии законодательства об аудиторской деятельности, а также правовых основах регулирования аудиторской деятельности (Информационное сообщение от 6 июля 2021 г. № ИС-аудит-46/1). С этими письмами, а также с другими разъяснениями Минфина России можно ознакомиться на его официальном сайте в подразделе с общей информацией раздела «Аудиторская деятельность» рубрики «Деятельность».
Так, рассмотрены изменения в части уточнения требований о минимальной численности аудиторов в аудиторской организации. Одним из требований к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов является наличие не менее трех аудиторов, работающих в этой аудиторской организации на основании трудовых договоров. С 1 июля 2022 года вступит в силу новое требование – аудиторы должны быть работниками такой аудиторской организации по основному месту работы. Как поясняет Минфин России, под основным местом работы будет считаться то место работы работника, где хранится его трудовая книжка.
В случае оказания услуги общественно значимым организациям требования еще строже – с 1 января 2023 года в аудиторской организации должно быть не менее пяти работников, трудящихся там по основному месту работы. Если же услуги оказываются общественно значимой организации на финансовом рынке, то численность аудиторов, работающих в ней на основании трудовых договоров по основному месту работы, должна составлять до 1 января 2023 года не менее семи, а с 1 января 2023 года не менее 12.
Также законом вводятся новые обязанности аудиторских организаций. Так, например, при оказании услуг общественно значимым организациям аудиторы должны предоставлять информацию о внесении сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям и реестр аудиторских организаций на финансовом рынке, но только по требованию аудируемого лица. Также она должны обеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Федеральное казначейство и получать такие документы от него.
Все без исключения аудиторские организации должны иметь свой Интернет-сайт и раскрывать на нем информацию о своей деятельности.
Расширен и предмет аудита. Теперь в него включены также бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная изданными нормативными актами Банка России, а также консолидированная финансовая отчетность.
Скорректированы и правила предоставления аудиторской организацией информации, являющейся аудиторской тайной третьим лицам. Теперь аудитор не вправе предоставлять такую информацию, составляющую аудиторскую тайну, и полученные документы, либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме Банка России и лица, которому оказывались аудиторские услуги, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Также вводится обязанность назначать руководителей аудита. Им является аудитор, отвечающий за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу, в том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу. При этом, допустима ситуация, когда руководитель аудита и аудитор, возглавляющий аудиторскую группу, — разные лица. Руководитель аудита подписывает аудиторское заключение вместе с руководителем организации.
Кроме того, уточнены права и обязанности аудируемых лиц . Так, например, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг, на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, а также на воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных установленных обязанностей.