Установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации принцип ответственности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности корреспондируется с определенными Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» целями прокурорского надзора – обеспечением верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии со ст. 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГК РФ) лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут административную ответственность. За нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию административная ответственность наступает по ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ.)
Ответственность наступает: за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство; за нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ извещения о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства или неуведомления уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ о сроках завершения работ, которые подлежат проверке; за продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства; за выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ в случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора; за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.
Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ, является установленный государством порядок строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, приемки и ввода в эксплуатацию указанных объектов строительства.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 9.5 КоАП РФ, состоит в совершении действий по возведению объекта капитального строительства без соответствующего разрешения.
Субъектом указанных административных правонарушений могут быть как физические, так должностные и юридические лица (застройщик, заказчик по договору строительного подряда).
При этом необходимо учитывать, что индивидуальный предприниматель рассматривается в качестве субъекта административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Часть 1 ст. 9.5 КоАП предусматривает, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа:
— на граждан в размере от 2000 до 5000 рублей;
— на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 000 до 50 000 рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток;
— на юридических лиц — от 500 000 тысяч до 1 000 000 рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.
Одновременно арендатор и/или арендодатель, виновные в эксплуатации объекта без разрешения на ввод его в эксплуатацию, при наличии соответствующих оснований могут быть привлечены к административной ответственности по ч.5 ст.9.5 КоАП РФ эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдачи разрешения на строительство, влечет наложение административного штрафа:
— на граждан в размере от 500 до 1000 руб.;
— на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.;
— на юридических лиц — от 10000 до 20000 руб.