Главная » Мониторинг » Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 г. N 18-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 1, 3, 6, 8, 13 и 20 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобой гражданки Н.В. Урюпиной»
Тема мониторинга
|
Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 г. N 18-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 1, 3, 6, 8, 13 и 20 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобой гражданки Н.В. Урюпиной»
|
Дата мониторинга
|
28 Июня 2014
|
Категория
|
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
|
Программа мониторинга
|
Конституционный Суд РФ постановил конкретизировать правила оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность.
Оспаривалась конституционность ряда статей Закона об оружии и ч. 4 ст. 222 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за незаконный сбыт в т. ч. холодного оружия. В Конституционный Суд РФ обратилась гражданка, в отношении которой было возбуждено уголовное дело в связи с попыткой продать 2 армейских кортика в пунктах оценки антиквариата. Ее признали виновной в покушении на незаконный сбыт холодного оружия. Затем она была освобождена от наказания по амнистии. Оспариваемые положения признаны соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой ими устанавливается механизм защиты от противоправного оборота холодного оружия. Ведь владение им потенциально угрожает общественной безопасности, жизни и здоровью людей. Вместе с тем в правовом регулировании порядка приобретения и хранения оружия, имеющего культурную ценность, в т. ч. старинного (антикварного) холодного оружия, имеет место рассогласованность. И, соответственно, сохраняется неопределенность в правилах его продажи гражданами. Специальные правила, регламентирующие продажу такого оружия, отсутствуют (притом что оно допущено в гражданский оборот). Это приводит к произвольному истолкованию и применению законодательства. Ч. 4 ст. 222 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, не учитывает специфику использования последнего. Лицо, желающее реализовать его как предмет, имеющий культурную ценность, лишено возможности осознавать общественно опасный и противоправный характер своих действий, а также предвидеть их уголовно-правовые последствия. Поэтому данная норма признается неконституционной. Федеральному законодателю необходимо конкретизировать правила оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность. Ответственность за их нарушение должна быть соразмерна требованиям как обеспечения безопасности, так и защиты культурных ценностей и сохранения культурного наследия.
|
Регистрация на семинар