Бюджетная классификация
Опубликованы сопоставительные таблицы кодов бюджетной классификации
Официальный сайт Минфина России (www.minfin.ru)
На сайте финансового ведомства в рубрике «Бюджет», подрубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации», разделе «Методический кабинет» размещены материалы, подлежащие использованию при составлении и исполнении бюджетов на 2016 год :
— сопоставительная таблица изменений единых для бюджетов бюджетной системы РФ видов расходов классификации расходов бюджетов на 2016 год;
— сопоставительная таблица целевых статей расходов и кодов видов доходов, применяемых при составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2016 год.
Скорректированы Указания о порядке применения бюджетной классификации
Приказ Минфина России от 05.10.2015 N 156н
Поправками предусмотрено, что доходам федерального бюджета, администрируемым органами власти субъектов РФ (подведомственными казенными учреждениями), в случае вынесения постановления о наложении штрафа присваиваются коды бюджетной классификации, содержащие код главного администратора доходов бюджета — федерального органа власти, осуществляющего госконтроль в пределах своей компетенции.
Расширен перечень кодов целевых статей расходов федерального бюджета. Среди новых — софинансирование расходов, возникающих при осуществлении медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации. Субвенции Крыму и Севастополю на осуществление переданных полномочий в области промышленной безопасности, электроэнергетики и безопасности гидротехнических сооружений. Субсидии кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным на приобретение автомобилей. Имущественный взнос государства в госкорпорацию по разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех». Субсидии для территорий опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа. Выплаты выходных пособий военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов.
_______________________________________
Кассовые операции
Как оформлять кассовые документы при инкассации?
Письмо Банка России от 16.10.2015 N 29-1-1-ОЭ/4065
Банк России разъяснил, что при оформлении юридическим лицом Расходного кассового ордера (ф. 0310002) на сумму инкассируемых наличных денег в строке «Выдать» указываются ФИО работника юридического лица, сформировавшего и передающего инкассаторским работникам кредитной организации сумку с наличными деньгами.
Выдача в организации сумок с наличными деньгами инкассаторским работникам кредитной организации осуществляется по препроводительной Ведомости к сумке (ф. 0402300). В подтверждение приема инкассаторским работником сумки с наличными деньгами у организации остается квитанция к сумке, входящая в комплект документов препроводительной Ведомости к сумке (ф. 0402300), подписанная инкассаторским работником и содержащая оттиск штампа инкассаторского работника.
______________________________________
Налоги и взносы
Верховный суд разъяснил нюансы НДФЛ
Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 октября 2015 г.)
В целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров, связанных с применения положений главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ Верховным Судом РФ определены правовые позиции по ряду вопросов, возникающих у судов при рассмотрении дел, касающихся НДФЛ.
Всего в Обзоре — 19 вопросов. В частности, Президиум ВС РФ указал, что:
— полученные гражданином в долг денежные средства не признаются его облагаемым налогом доходом, поскольку не образуют экономической выгоды;
— при взимании НДФЛ необходимо принимать во внимание, допускает ли глава 23 НК РФ возможность учета соответствующей выгоды для целей налогообложения;
— не облагаются НДФЛ выплаты компенсационного характера, которые предусмотрены нормами, регулирующими трудовые отношения, и осуществляемые из расчета предполагаемых или фактически произведенных затрат работника, связанных с выполнением трудовых обязанностей;
— полученная в натуральной форме выгода подлежит налогообложению, если она не носит обезличенного характера и может быть определена в отношении каждого из граждан, являющихся плательщиками налога.
— в случае обращения работника с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета, налоговый агент (работодатель) возвращает ему соответствующую сумму НДФЛ, удержанную с начала налогового периода (календарного года), в котором было подано такое заявление.
Подробнее об НДФЛ — в Энциклопедии решений «Налог на доходы физических лиц» и других связанных материалах ЭР (их список приведен в правом окне в рубрике «См. также»).
Вычеты по НДФЛ на детей увеличат дифференцированно?
Проект федерального закона N 828659-6 «О внесении изменений в подпункт 4 пункта 1 статьи 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
В первом чтении принят законопроект об увеличении вычетов по НДФЛ родителям (их супругам) и усыновителям детей-инвалидов, а также лицам, на обеспечении которых находятся такие дети.
В частности, с 3000 до 12 000 рублей предлагается повысить размер ежемесячного вычета родителям, супругам родителя, усыновителям на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы. Опекунам, попечителям, приемным родителям и их супругам, обеспечивающим таких детей, вычет увеличат до 6000 руб. в месяц. На наш взгляд, такой подход хорошо согласуется с задачей перехода к адресному предоставлению социальной поддержки населению.
Кроме того, в случае принятия закона для всех физлиц будет повышен с 280 000 руб. до 350 000 руб. лимит годового дохода, по достижении которого стандартные вычеты на детей не предоставляются.
О правилах предоставления «детских» вычетов по НДФЛ — в Энциклопедии решений:
«Учет налоговым агентом стандартных налоговых вычетов по НДФЛ на детей»,
«Стандартные налоговые вычеты по НДФЛ на детей»
О других изменениях в налогообложении доходов физлиц читайте наш материал «Обзор основных изменений по НДФЛ с 2016 года»
Транспортный налог на старые грузовики и автобусы может вырасти
Проект федерального закона N 905095-6 «О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
В Госдуму внесен законопроект, который может увеличить налоговую нагрузку на владельцев старых автобусов и грузовиков. Коснется нововведение только машин, с даты выпуска которых прошло более 10 лет. К ставкам транспортного налога предлагается ввести повышающие коэффициенты от 1,2 до 3. Величина коэффициента зависит от возраста транспорта — чем старше грузовик или автобус, тем выше. Одна из целей законопроекта — избавить наши дороги от неэкологичного и опасного транспорта. Однако вместо вытеснения старого автопарка и замены автобусов и грузовых автомашин новыми, такое повышение налога может привести к удорожанию перевозок.
Напомним, что в сейчас повышающие коэффициенты к транспортному налогу установлены только для автомобилей стоимостью более 3 млн руб. (третий абзац п. 2 ст. 362 НК РФ).
Также об исчислении транспортного налога — в Энциклопедии решений:
«Порядок исчисления транспортного налога и авансовых платежей»,
«Налоговые ставки по транспортному налогу»
Для освобождения от НДС реализации металлолома лицензия не нужна
Письмо Минфина России от 02.09.2015 N 03-07-07/50555
Реализация на территории РФ лома черных металлов, образовавшегося у юрлица в процессе собственного производства, налогообложению НДС не подлежит независимо от наличия лицензии. Это связано с тем, что Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов не распространяется на реализацию металлолома, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства.
Подробнее — в материалах Энциклопедии решений:
— Налогообложение операций по реализации металлолома госучреждениями
— Учет операций по реализации металлолома госучреждениями
Конференция за границей — с НДС или без?
Письмо Минфина России от 02.09.2015 N 03-07-08/50437
Если иностранная компания оказывает российскому юрлицу услуги по организации участия в конференциях на территории иностранного государства, то местом реализации таких услуг территория РФ не признается. Значит, такие услуги не облагаются НДС в России.
Также читайте об этом в Энциклопедии решений «Место реализации работ и услуг для целей НДС».
Предоставление имущественного вычета по НДФЛ с середины года — на конкретном примере
Письмо Минфина России от 07.09.2015 N 03-04-05/51303
Минфин России наконец-то рассмотрел ситуацию с предоставлением работодателями имущественных вычетов по НДФЛ с середины года на конкретном примере.
В случае обращения налогоплательщика к работодателю за представлением имущественного налогового вычета не с первого месяца налогового периода вычет предоставляется начиная с месяца, в котором работник обратился за его представлением применительно ко всей сумме дохода, начисленной ему нарастающим итогом с начала налогового периода. То есть, если, например, налогоплательщик обратился к работодателю — налоговому агенту за получением такого вычета в июле, то налоговый агент при определении налоговой базы нарастающим итогом за период январь-июль должен учесть все доходы, полученные работником с начала года, и к полученной сумме применить имущественный налоговый вычет. Такой подход основан на определении Верховного Суда РФ от 13.04.2015 N 307-КГ15-324.
Об имущественных вычетах по НДФЛ читайте также в материале Энциклопедии решений «Предоставление имущественного вычета по НДФЛ работодателем (налоговым агентом)».
Полученное страховое возмещение базу по НДС не увеличивает
Письмо Минфина России от 01.09.2015 N 03-07-11/50215
Суммы страхового возмещения, получаемые организацией от страховой компании при наступлении страхового случая, не связаны с оплатой реализуемых организацией товаров (работ, услуг, имущественных прав). Поэтому такие суммы в налоговую базу по НДС не включаются.
_____________________________________
Госуслуги. Финансовое обеспечение и порядок оказания
Соглашение о предоставлении субсидии на выполнение госзадания будет заключаться по новой форме
Приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 25.09.2015 N 152н/680
С 1 января 2016 года признается утратившим силу приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 138н/528, которым была утверждена примерная форма соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финобеспечение выполнения госзадания федеральному бюджетному учреждению. В 2016 году такие соглашения будут заключаться в соответствии с требованиями нового Порядка формирования госзадания, утв. постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640.
О действующем с 1 января 2016 года порядке определения размера субсидии на выполнение госзадания — в материале Энциклопедии решений.
Нормативные затраты на оказание госуслуг в многофункциональных центрах будут определяться с учетом общих требований?
Проект Приказа Министерства экономического развития РФ «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг в многофункциональных центрах…» (подготовлен Минэкономразвития России 16.09.2015 г.)
Проект разработан с целью определения общих требований к порядку расчета объема финобеспечения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
______________________________________
Организационно-правовые аспекты
В 2016 году Федеральное казначейство будет обслуживать клиентов по обновленным правилам
Проект Приказа Федерального казначейства «О внесении изменений в нормативные правовые акты Федерального казначейства» (подготовлен Федеральным казначейством 18.09.2015 г.)
Планируется, что с 1 января 2016 года ряд нормативных правовых актов Федерального казначейства будет применяться в новой редакции. Корректировка нормативной базы обусловлена изменением положений бюджетного законодательства, в т.ч. новыми положениями в части структуры бюджетной классификации (при исполнении бюджетов в 2016 году КОСГУ применяться не будет).
В частности, при взносе наличных денег бюджетными и автономными учреждениями в Расшифровках (ф. 0531251) будет указываться двадцатизначный код, содержащий в 1 — 17 разрядах нули. При этом в установленных случаях в 18 — 20 разрядах должен проставляться аналитический код вида поступлений, выбытий (с 1 января 2016 года в 18-20 разрядах кода классификации расходов будет указываться код вида расходов). Напомним, что при санкционировании оплаты денежных обязательств бюджетных и автономных учреждений, возникших в рамках операций с субсидиями на иные цели и субсидиями на капвложения, будет проверяться наличие указанного в Заявке на кассовый расход кода видов расходов в соответствующих Сведениях (см. проект приказа Минфина России, предусматривающий соответствующие изменения).
Планируется также включить в Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов положение, согласно которому платежный документ действителен для представления в орган Федерального казначейства в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем его составления.
Возможно, за непредставление данных в органы статистики будут наказывать строже
Проект федерального закона N 827806-6 «О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Нарушение порядка представления статистической информации либо предоставление недостоверной статистической информации является основанием для привлечения должностных лиц организаций, а также индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, предусмотренной ст. 13.19 КоАП РФ.
В первом чтении принят законопроект, предусматривающий увеличение штрафов за это нарушение для должностных лиц с 3000-5000 руб. до 10 000-20 000 руб. Также предусмотрено наказание для юрлиц — штраф от 20 000 до 70 000 рублей. Кроме того, штрафовать будут и за несвоевременное предоставление статданных. За повторное совершение этого правонарушения штраф с должностных лиц предполагается взимать в размере от 30 000 до 50 000 рублей, с юридических — от 100 000 до 150 000 рублей.
Подробности об этом — в Энциклопедии решений «Ответственность за нарушение порядка представления статистической отчетности».
______________________________________
Госзакупки
У банка отозвали лицензию. Как госзаказчику урегулировать обязательства по банковской гарантии?
Письмо Минфина России от 24.09.2015 N 05-07-05/54791
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии. В случае отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями ст. 23.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», а в случае признания ее банкротом — в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Согласно п. 1 ст. 371 ГК РФ независимая гарантия, которой, в т.ч. является банковская гарантия, не может быть отозвана или изменена гарантом, если в ней не предусмотрено иное. Анализируя положения п. 1 ст. 378, ст. 419 ГК РФ, специалисты финансового ведомства приходят к выводу: с целью урегулирования обязательств по банковской гарантии, с учетом условий ее предоставления, юридическое лицо вправе обратиться к ликвидатору (конкурсному управляющему) кредитной организации.
Читайте также материал Энциклопедии решений «Банковская гарантия как способ обеспечения заявки на участие в конкурсе, закрытом аукционе по Закону N 44-ФЗ».
Утверждены профессиональные стандарты в сфере госзакупок
Приказы Минтруда России от 10.09.2015 N 625н, N 626н
Утверждены профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок».
Профессиональные стандарты были разработаны для реализации принципа профессионализма заказчика, определенного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, и указывают, какие навыки, образование и опыт работы должны быть у работников соответствующих специальностей.
Специалисты Минэкономразвития России указывают, что принятие таких профессиональных стандартов позволяет сформировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования в сфере закупок (см. информацию на сайте http://www.economy.gov.ru). Работодатели будут руководствоваться их положениями как ориентировочными критериями при формировании кадровой политики в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, установлении систем оплаты труда. Образовательные учреждения при разработке профессиональных образовательных программ для подготовки соответствующих специалистов в сфере закупок также будут учитывать положения данных профессиональных стандартов в содержании программ.
Госзаказчики могут получить право на оплату отдельных видов оборудования после госэкспертизы проектной документации и доведения ЛБО
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (подготовлен Минэкономразвития России 05.10.2015 г.)
Законопроектом устанавливаются особенности заключения госконтрактов на поставку технически и (или) технологически сложной, инновационной, высокотехнологичной или специализированной продукции и контрактов на выполнение проектных работ в рамках работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных объектов капитального строительства.
Планируется предоставить заказчикам право заключать такие контракты с отлагательными условиями, позволяющими оплачивать поставку оборудования по контракту после доведения лимитов бюджетных обязательств. При этом устанавливается возможность включения в проект контракта условий, предусматривающих возникновение прав и обязанностей сторон только после положительного заключения госэкспертизы проектной документации объекта капитального строительства, в котором такое оборудование будет использоваться.
Читайте также материалы Энциклопедии решений по теме «Контракт по Закону N 44-ФЗ, его форма, условия, исполнение, расторжение».
Антикризисные меры в сфере госзакупок будут действовать и в 2016 году?
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (подготовлен Минэкономразвития России 05.10.2015 г.)
Предлагается продлить на 2016 год меры в сфере госзакупок, введенные в качестве антикризисных в 2015 году, в частности:
— по контрактам, срок исполнения которых завершается в 2016 году, предоставлять возможность по соглашению сторон изменять срок исполнения контрактов, и (или) цену контрактов, и (или) цену единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами;
— предоставить заказчикам право не требовать обеспечение исполнения контрактов от участников закупки, соответствующих установленным Правительством РФ требованиям;
— предоставить возможность установления заказчиками графика поэтапного погашения задолженностей коммерческих банков, возникших в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий.