После передачи ФАС функций Федеральной службы по тарифам ведомство фактически превратилось в мегарегулятора. Его влияние распространяется на все сферы экономики в стране, и, по всей видимости, роль антимонопольного регулирования будет только усиливаться, учитывая продолжающийся кризис и важность взвешенной конкурентной политики в его преодолении. В прессе регулярно освещаются громкие дела, инициированные ФАС , в отношении крупных российских и иностранных компаний.
В марте Арбитражный суд поддержал решение антимонопольной службы против Google. Американский поисковой гигант был признан виновным в злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Согласно решению, корпорация может заплатить в казну до 15% своей выручки на российском рынке за 2014 год. Подобные разбирательства привлекают большое внимание СМИ, но деятельность антимонопольной службы не исчерпывается надзором только за сверхкрупным бизнесом. Каждая организация в России независимо от масштаба должна соотносить свои действия с нормами конкурентного права. Есть несколько хрестоматийных примеров, которые убедительно это доказывают. Один из них связан с некорректным использованием в публичном поле слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный» применительно к продукции или фирме без указания конкретных характеристик и параметров сравнения. Конечно, каждая компания хочет предстать в наиболее выгодном свете, а свое предложение сделать максимально емким и броским. Но на практике это часто приводит к разбирательству с участием антимонопольной службы, которая устанавливает правовую чистоту и уместность каждой отдельной формулировки. Только за 2016 год антимонопольная служба рассмотрела несколько десятков подобных дел, несмотря на то, что соответствующие положения Закона «О защите конкуренции» уже хорошо известны.
Поэтому следить за активностью ФАС стоит не только профессиональным юристам или специалистам по госзакупкам, но и тем, кто осуществляет руководство бизнесом, принимает стратегические решения в самых разных сферах коммерческой деятельности:
- приобретение ценных бумаг и других активов;
- внедрение бонусных программ;
- развитие торговых отношений, представительств и партнерской сети;
- размещение рекламы и прочее.
Ежемесячно регулятор рассматривает порядка 500 спорных ситуаций, а если обратиться к статистике выхода новых документов территориальных органов антимонопольной службы, то по всей стране каждый месяц появляется около 3500 новых решений региональных УФАС.
Несмотря на локальный характер каждого отдельного нормативного акта, в сумме они образуют чрезвычайно важный правоприменительный процесс, наблюдение за которым позволяет лучше понимать, каким образом сегодня толкуются нормы права. Прикладное значение документов антимонопольного ведомства возрастает еще и благодаря высокому качеству юридической экспертизы, которым славится ведомство. В 2014 году ФАС наложила штрафов на 7,3 млрд руб., из которых было отменено только около 1 млрд руб.
Эта статистика подтверждает не только эффективность работы регулятора, но и взвешенность занимаемых им позиций при рассмотрении дел.
Учитывая большую практическую значимость и востребованность документов российского органа конкурентной политики, в июне в продуктовую линейку компании «Гарант» был включен новый блок – «Решения Федеральной антимонопольной службы и территориальных органов», который объединил более 160 тысяч решений Федеральной антимонопольной службы России и территориальных управлений ведомства.
Доступ к объемному банку решений ФАС и УФАС позволяет еще на этапе планирования оценить все возможные риски применительно к каждой отдельной правовой ситуации, сформировать комплексное представление о логике принятия решений и исключить возможные неточности и ошибки из своей работы.
Информация, представленная в новом информационном блоке — «Решения Федеральной антимонопольной службы и территориальных органов», будет особенно полезна в работе юристам, специалистам по закупкам, руководителям компаний.
Более подробно ознакомиться с новым блоком можно заказав ознакомительный доступ к системе ГАРАНТ по многоканальным телефонам компании «Гарант-Сервис Самара»: +7 (846) 279 0 279, +7 (846) 207 0 702 или оформив заявку на сайте www.aero.garant.ru