21 июля в первом чтении принят разработанный Росреестром и внесенный в Госдуму Правительством РФ законопроект, направленный на совершенствование системы государственный регистрации недвижимости. Документ предусматривает, в частности, расширение круга лиц, по заявлениям которых осуществляется государственный кадастровый учет и госрегистрация прав на недвижимое имущество, корректировку функций ФГБУ «ФКП Росреестра» (далее – Федеральная кадастровая палата), упрощение подачи ряда заявлений в электронном виде, уточнение порядка взаимодействия кадастровых инженеров и органа регистрации прав, исправления ошибок в содержащихся в ЕГРН сведениях, а также запрет на перепродажу этих сведений.
Как показало обсуждение законопроекта профессиональным сообществом (8 июля, например, он рассматривался на площадке ТПП РФ, 16 июля – в рамках так называемого нулевого чтения в ОП РФ), большинство предусмотренных изменений – в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – закон о регистрации недвижимости) и еще ряд федеральных законов, содержащих положения о кадастровом учете или регистрации прав на недвижимость, – эксперты, в том числе СРО кадастровых инженеров, концептуально поддерживают. Чего нельзя сказать о перспективе наделения Федеральной кадастровой палаты полномочиями по проведению кадастровых работ – в этом вопросе экспертные позиции диаметрально противоположны. Выясним, почему.
Предлагаемые нововведения
Сведения в ЕГРН
В первую очередь стоит обратить внимание на предусмотренное законопроектом расширение перечня сведений, включаемых в ЕГРН. В частности, в кадастре недвижимости (ст. 8 закона о регистрации недвижимости) предполагается отражать информацию об образовании земельного участка (или участков) путем перераспределения государственных или муниципальных земель и земельного участка, находящегося в частной собственности, о нахождении участка или расположенного на нем объекта недвижимости в границах территории, зарезервированной для государственных или муниципальных нужд, а также о принятом решении об изъятии участка или расположенной на нем недвижимости для таких нужд. Сведения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд предлагается отражать и в реестре границ, содержащем информацию о зонах с особыми условиями использования территорий, территориях опережающего социально-экономического развития, лесничествах, об особо охраняемых природных территориях и т. д. (ст. 10 закона о регистрации недвижимости).
В числе дополнительных сведений, вносимых в реестр прав на недвижимость (ч. 3 ст. 9 закона о регистрации недвижимости), планируется указывать в том числе информацию о невозможности регистрации перехода, прекращения или ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения либо обременения такого участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с ненадлежащим использованием либо неиспользованием по целевому назначению.
Законопроектом также предполагается определенное уточнение порядка представления сведений из ЕГРН по запросам разных лиц (ст. 62 закона о регистрации недвижимости) и, что очень важно, введение запрета на их продажу третьим лицам, а также на создание сайтов для обеспечения получения таких сведений. Речь идет о недопустимости перепродажи выписок из ЕГРН, использовать же содержащиеся в реестре сведения и их аналитику в профессиональной деятельности (эксперты отмечают, что на общедоступные сведения реестра ориентированы, в частности, риелторские сообщества, экосистемы банков, классифайды) по-прежнему не запрещается, подчеркнул статс-секретарь – заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий.
Г