Главная » Мониторинг » Банковская деятельность

Мониторинг законодательства

Тема мониторинга
Банковская деятельность
Дата мониторинга
04 Октября 2014
Категория
Банковская деятельность
Программа мониторинга

Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. N 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов»

Банковское сопровождение госконтрактов: правила.
Новый Закон о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд предусматривает банковское сопровождение контрактов.
Установлены правила такого сопровождения. Они не распространяются на гособоронзаказ, а также на контракты, сведения о которых составляют гостайну.
Выделяются 2 вида банковского сопровождения контрактов (далее — БС).
Первый — мониторинг расчетов по контракту. Он проводится в отношении контрактов жизненного цикла (в частности, на выполнение работ по проектированию и строительству автодорог, портов, объектов ЖКХ) и (или) контрактов, начальная (максимальная) цена которых (цена для единственного поставщика) превышает 10 млрд руб. Также речь идет о контрактах, заключаемых с единственным поставщиком по решению Президента РФ или Правительства РФ, цена которых превышает 10 млрд руб., предусматривающих привлечение заказчиком банка в целях БС и не содержащих условие об обеспечении исполнения контракта.
Второй вид БС — это оказание банком услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям контракта. Он применяется в следующих случаях. Если цена контракта, заключаемого в целях строительства (реконструкции) объекта с единственным поставщиком на основании президентского или правительственного акта, превышает 10 млрд руб. и он не предусматривает условия об обеспечении его исполнения. Еще один случай — если начальная (максимальная) цена контракта (цена для единственного поставщика) превышает 15 млрд рублей и утвержденная госпрограмма устанавливает обязанность привлечь банк в целях БС.
Мониторинг расчетов по контракту проводится без взимания платы. Расширенное БС (второй вид БС) контракта ценой от 5 млрд до 10 млрд руб. обойдется в 1,09% от указанной суммы, от 10 млрд до 15 млрд руб. — 1,05%, свыше 15 млрд руб. — 1%.
Прописан порядок отбора банков. Закреплены условия договора о БС.
Органам субъектов Федерации и местным властям даны рекомендации по установлению банковского сопровождения контрактов для региональных и муниципальных нужд.
__________

Указание Банка России от 30 июля 2014 г. N 3353-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 24 апреля 2008 года N 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации»

Ведение кассовых операций, хранение, перевозка и инкассация денег: что нового?
Внесены изменения в порядок ведения кассовых операций и правила хранения, перевозки и инкассации денег в кредитных организациях России.
В частности, установлено, что программно-технические средства, конструкция которых предусматривает прием наличности от клиентов, должны иметь функцию распознавания не менее 4 машиночитаемых защитных признаков банкнот. Их перечень устанавливается нормативным актом Банка России. Данное требование вводится в действие с 1 июля 2015 г.
Внутреннему структурному подразделению кредитной организации (далее — ВСП), не осуществляющему хранение наличных денег, сумма минимального остатка их хранения не устанавливается. В распорядительном документе кредитной организации указывается, что в этом ВСП по окончании рабочего дня наличные деньги не хранятся.
Количество, расположение помещений для совершения операций с ценностями, а также необходимость установки программно-технических средств определяются кредитной организацией. Данные помещения могут располагаться в нескольких зданиях, имеющих разные адреса, в пределах одного населенного пункта.
Кассовые операции в части приема и обработки наличных денег может осуществлять организация, входящая в систему Банка России
Книга хранилища ценностей 0402118, книга учета принятых и выданных ценностей 0402124 оформляются на бумажном носителе от руки или с использованием технических средств и программного обеспечения. Контрольный журнал приема из-под охраны и сдачи под охрану хранилища ценностей 0402162, журнал учета выдачи и приема явочных карточек, штампов, ключей и доверенностей 0402305 заполняются от руки.
На кассового работника распорядительным документом кредитной организации может быть возложено исполнение обязанностей бухгалтерского работника в части составления валютного кассового ордера 0401106, ордера по передаче ценностей 0402102. В то же время исключено упоминание об оформлении таким сотрудником кассового журнала по расходу 0401705.
После соответствующей проверки и оформления бухгалтерским работником приходный кассовый документ передается кассовому работнику. Клиенту выдается отрывной талон к приходному кассовому документу для предъявления в кассу. В случае выполнения обязанностей бухгалтерского работника кассовым работником отрывной талон от приходного кассового документа не отделяется. Это также не делается, если кредитная организация, ВСП используют жетоны или другие средства, идентифицирующие клиента.
Организации могут сдавать наличные деньги для зачисления на банковские счета через автоматическое приемное устройство. При вложении банкнот в такое устройство представитель организации вводит персональный код, пароль или другие предусмотренные договором банковского счета или другим договором данные, идентифицирующие организацию, и банковский счет, на который зачисляется сумма денежных средств. После этого представитель организации выводит распечатку, подтверждающую проведение операции.
Актуализирован нормативно-ссылочный аппарат.
Приведены новые формы некоторых документов (книги хранилища ценностей, справки о принятых и порожних сумках, контрольной ведомости и др.).
Указание вступает в силу с 1 ноября 2014 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 сентября 2014 г. Регистрационный N 34111.
__________

Указание Банка России от 21 августа 2014 г. N 3367-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 3 декабря 2012 года N 2919-У «Об оценке качества управления кредитной организации, осуществляющей функции центрального контрагента»

Об оценке качества управления кредитной организации, осуществляющей функции центрального контрагента.
Скорректировано Указание ЦБ РФ об оценке качества управления кредитной организации, осуществляющей функции центрального контрагента (ЦК).
ЦК, в отношении которого качество управления признано удовлетворительным, для подтверждения соответствия качества управления оценке «удовлетворительно» должен представлять в ЦБ РФ определенные материалы. Изменен их перечень.
Сведения о планируемых изменениях в деятельности ЦК, касающиеся качества управления, теперь подаются не позднее 1 месяца до их введения в действие (ранее — не позднее 2 месяцев). Они представляются с описанием не только соответствующих изменений, но и влияния таких изменений на показатели качества управления.
Предусмотрена подача сведений о планируемых изменениях в деятельности ЦК, касающихся качества управления, на текущий календарный год (не позднее 1 февраля текущего календарного года).
Ранее подавались сведения о планируемых проектах по совершенствованию деятельности ЦК на следующий календарный год (не позднее 15 декабря текущего года).
Новая позиция — сведения о расчете коэффициентов кредитного риска, рыночного риска, риска ликвидности по состоянию на 1 число каждого месяца. Они подаются не позднее 5-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным. По требованию ЦБ РФ сведения о расчете коэффициентов и их значениях представляются на внутримесячную дату (даты) в установленный ЦБ РФ срок.
Правила расчета коэффициентов внесены в Методику оценки качества управления ЦК.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования в «Вестнике Банка России».
Кредитные организации с оценкой «удовлетворительно» должны обеспечить соответствие качества управления требованиям Указания до 01.01.2015.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 сентября 2014 г. Регистрационный N 34094.
__________

Информация Банка России от 30 сентября 2014 г. «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации»

КБ «СОЮЗПРОМБАНК» лишился лицензии.
Банк России сообщает, что с 30 сентября 2014 г. отозвана лицензия на банковские операции у кредитной организации ООО Коммерческий банк «СОЮЗПРОМБАНК» (КБ «СОЮЗПРОМБАНК»).
Причины этой крайней меры — неисполнение кредитной организацией законодательства о банковской деятельности и в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Кроме того, банк был вовлечен в проведение сомнительных операций по выводу денежных средств за рубеж.
В банк назначена временная администрация. Полномочия исполнительных органов банка приостановлены.
По величине активов КБ «СОЮЗПРОМБАНК» на 1 сентября 2014 г. занимал 592-е место в банковской системе России.
__________

Информация Банка России от 30 сентября 2014 г. «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации»

ООО КБ «ЭСИДБАНК» — тоже без лицензии.
Сообщается, что с 30 сентября 2014 г. у ООО КБ «ЭСИДБАНК» отозвана лицензия.
Данное решение принято в т. ч. в связи с неисполнением банком установленных требований, передачей недостоверной отчетности, достаточностью капитала ниже 2%, уменьшением размера собственных средств ниже минимального значения уставного капитала, определенного ЦБ РФ на дату госрегистрации юрлица. Общество неспособно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.
Кроме того, организация проводила высокорискованную кредитную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы.
В ООО назначена временная администрация сроком действия до определения конкурсного управляющего либо ликвидатора. Полномочия исполнительных органов организации приостановлены.
__________

Информация Банка России от 30 сентября 2014 г. «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации»

Еще один банк потерял лицензию.
С 30.09.2014 у ОАО БАНК «ПРИОРИТЕТ» отозвана лицензия.
Дело в том, что кредитная организация не создавала адекватных принятым рискам резервов. В связи с потерей ликвидности она не обеспечивала своевременное исполнение обязательств перед кредиторами. Руководители и собственники банка не предприняли действенных мер по нормализации его деятельности и восстановлению финансового положения.
До назначения конкурсного управляющего или ликвидатора в кредитной организации будет работать временная администрация. Полномочия исполнительных органов банка приостановлены.
Кредитная организация является участником системы страхования вкладов. На 01.09.2014 по величине активов она занимала 522 место в банковской системе России.
__________