Главная » Мониторинг » Федеральный конституционный закон от 4 июня 2014 г. N 9-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Мониторинг законодательства

Тема мониторинга
Федеральный конституционный закон от 4 июня 2014 г. N 9-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»
Дата мониторинга
07 Июня 2014
Категория
Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь
Программа мониторинга

Реформирование работы Конституционного Суда РФ.

Поправки направлены на совершенствование организации деятельности Конституционного Суда РФ и процедур рассмотрения дел в нем.
Так, правомочный состав КС РФ (в котором он вправе осуществлять свою деятельность) сокращен с 3/4 до 2/3 от общего числа судей (их всего 19).
Уточнен порядок заполнения вакансий судей КС РФ. Исключено общее правило о продолжении исполнения обязанностей судьи после достижения предельного возраста до назначения на должность нового судьи.
Предусмотрено, что по ряду организационных вопросов, а также в заседаниях решение принимается большинством голосов не от общего числа, а от числа действующих судей.
В числе полномочий КС РФ прямо закреплена проверка на соответствие Конституции РФ вопроса, выносимого на всероссийский референдум.
Установлен срок подачи жалобы в КС РФ в порядке конкретного нормоконтроля — 1 год после рассмотрения дела в суде.
Сокращено до 1 количество копий документов, представляемых заявителями в КС РФ.
Более четко регулируется такое основание отказа в принятии к рассмотрению обращения, как утрата оспариваемым актом юридической силы.
Закреплено, что КС РФ отказывает в принятии обращения к рассмотрению, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу. Исключением является случай, когда он продолжает применяться в правоотношениях, возникших в период его действия.
Расширены возможности разрешения дел без проведения слушаний. В частности, сняты ограничения на применение этой процедуры к федеральным законам, конституциям (уставам) субъектов Федерации в случае абстрактного нормоконтроля.
Также урегулирована ситуация, когда решение Европейского Суда по правам человека фактически становится препятствием для применения норм российского законодательства. Предусмотрена возможность подачи запроса в КС РФ о подтверждении конституционности таких норм.
Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.