Главная » Мониторинг » Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 г.)

Мониторинг законодательства

Тема мониторинга
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 г.)
Дата мониторинга
24 Декабря 2016
Категория
Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь
Программа мониторинга

Участие уполномоченных органов в делах о банкротстве: обобщены некоторые выводы судов.

Проанализирована практика, связанная с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве, а также с предъявлением в таких спорах требований по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Затронуты вопросы относительно возбуждения дела о банкротстве по заявлению уполномоченного органа; квалификации и установления требований по упомянутым платежам; оспаривания как сделок при банкротстве действий, связанных с внесением таких сумм и с зачетом переплаты по ним; исполнения обязанности по их уплате; иные моменты.

Следует отметить, что в обзоре встречаются позиции, как совпадающие с ранее сформулированными Пленумом ВАС РФ (в разъяснениях по аналогичным вопросам от 2006 г., признанных не подлежащими применению), так и отражающие иную точку зрения.

В частности, как и ранее, отмечается, что справка уполномоченного органа с данными л/с о размере недоимки на определенную дату при несогласии с ними должника не рассматривается как достаточное доказательство для признания заявленных требований обоснованными.

Между тем данные из налоговых деклараций могут признаваться таким доказательствами.

В первоначальной редакции своих разъяснений (до 2014 г.) Пленум ВАС РФ указывал, что не может рассматриваться как требование об уплате обязательных платежей требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога.

В обзоре поясняется, что уполномоченный орган вправе обратиться с заявлением о признании банкротом лица, не перечислившего в бюджет НДФЛ, который был удержан с выходных пособий и (или) зарплаты.

Отмечено, что кредитор, выразивший согласие на погашение требований путем принятия отступного, обязан обеспечить соблюдение очередности и пропорциональности удовлетворения требований уполномоченного органа и иных кредиторов, осуществив в их пользу соответствующие выплаты.

Даны пояснения относительно момента, в который у руководителя возникает обязанность подать заявление о банкротстве должника (для решения вопроса о привлечении его к субсидиарной ответственности).