Главная » Мониторинг » Постановление Конституционного Суда РФ от 13 мая 2014 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с жалобой гражданина А.Н. Якимова»

Мониторинг законодательства

Тема мониторинга
Постановление Конституционного Суда РФ от 13 мая 2014 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с жалобой гражданина А.Н. Якимова»
Дата мониторинга
24 Мая 2014
Категория
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Программа мониторинга

Длительные праздники не должны мешать вовремя проводить планируемые митинги!

Оспаривались нормы, определяющие срок предварительного уведомления органов власти о проведении публичного мероприятия.
Такое уведомление подается организатором в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до даты планируемого мероприятия (для собрания и пикетирования, проводимого одним участником, — иные сроки).
Положения признаны неконституционными.
Они являются таковыми в той мере, в какой не позволяют вовремя подать уведомление в ситуации, когда указанный срок полностью совпадает с нерабочими праздничными днями.
Как пояснил КС РФ, для достижения целей мероприятия дата (число определенного месяца) его проведения может иметь особое значение (например, если оно связано с этим днем).
Поэтому отсутствие возможности провести подобное мероприятие в указанном случае без конституционных оснований может рассматриваться как умаление права на свободу мирных собраний.
Законодатель ввел конкретные временные границы для направления уведомлений (минимальный и максимальный срок). Вместе с тем случай, когда этот срок полностью приходится на нерабочие праздники, он не урегулировал.
Предполагается, что регионы могут восполнить этот пробел. В частности, путем привлечения гражданских служащих к исполнению их обязанностей в нерабочие праздничные дни.
Однако закон напрямую не закрепляет для регионов такую обязанность и не определяет конкретные способы (формы) подачи уведомлений (хотя для пикетирования группой лиц для такого случая введен удлиненный период уведомления).
В итоге организатор лишается возможности провести мероприятие в определенный день.
Причем возможность провести мероприятие в специально отведенных местах в таком случае не может рассматриваться во всех случаях как равноценная альтернатива.
Поэтому законодатель должен внести соответствующие изменения в регулирование с тем, чтобы обеспечить возможность подать уведомление в указанной ситуации совпадения сроков.
До того, как будут приняты поправки, правоприменительные органы должны исходить из следующего правила.
При таком полном совпадении срока уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздникам.
Если такой вариант невозможен, должны быть обеспечены прием и рассмотрение уведомлений в нерабочий праздничный день.
При этом в любом случае не допускается продлевать на период нерабочих праздников срок, в течение которого по закону орган власти обязан совершить определенные действия.
Речь идет об обязанности довести до организатора обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения мероприятия, а также предложение устранить несоответствия целей, форм и иных условий установленным требованиям.