Главная » Мониторинг » Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июля 2014 г. N 22-П «По делу о проверке конституционности части 11 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в связи с жалобой гражданки Г.Н. Куликовой»

Мониторинг законодательства

Тема мониторинга
Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июля 2014 г. N 22-П «По делу о проверке конституционности части 11 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в связи с жалобой гражданки Г.Н. Куликовой»
Дата мониторинга
26 Июля 2014
Категория
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Программа мониторинга

Почему мачеха погибшего военнослужащего не имеет права на ежемесячную денежную компенсацию?

По закону в случае смерти (гибели) военнослужащего определенным членам его семьи полагаются выплаты.
Речь идет о военнослужащих, гражданах, призванных на военные сборы, и инвалидах вследствие военной травмы.
Предметом проверки стали нормы, определяющие круг лиц, которые относятся к указанным членам семьи и имеют право получать такую выплату, как ежемесячная денежная компенсация.
По мнению заявителя, положения неконституционны, поскольку не включают в этот перечень лиц мачеху погибшего пасынка-призывника.
КС РФ счел положения конституционными и подчеркнул следующее.
Нормы обеспечивают особую соцподдержку этих лиц в рамках публично-правового механизма возмещения вреда.
Определяя круг членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право получать упомянутую выплату, законодатель исходил, в частности, из ее целевого назначения.
Это назначение — восполнить материальные потери, связанные с утратой возможности для данных лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в т. ч. в будущем, содержание.
Предоставление права получать ежемесячную денежную компенсацию призвано гарантировать им наиболее полное возмещение вреда и направлено на обеспечение их достойного существования.
Мачеха не включена в перечень таких лиц и, соответственно, она не имеет права на ежемесячную денежную компенсацию.
Между тем при определенных условиях мачеха вправе получить иные виды выплат (пенсию по случаю потери кормильца, страховое обеспечение и т. п.).
Кроме того, мачеха не лишена возможности пользоваться соответствующими деньгами, выплачиваемыми отцу (своему мужу) такого военнослужащего, если она состоит с ним в браке.
Вместе с тем не исключаются ситуации, в которых у мачехи погибшего (умершего) военнослужащего (в т. ч. призывника) нет возможности получить адекватное возмещения вреда при том, что она длительное время добросовестно воспитывала и содержала пасынка, фактически заменив ему родную мать.
С учетом этого законодатель вправе принять поправки, направленные на совершенствование механизма возмещения вреда в таком случае.
В частности, он может расширить круг лиц, которые считаются членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и имеют право получать ежемесячную компенсацию.
При этом, как указал КС РФ, можно, к примеру, учесть по аналогии подход к регулированию отношений, закрепленный в семейной законодательстве по поводу алиментных обязательств других (помимо родителей, детей и супругов) членов семьи.