Главная » Мониторинг » Постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2013 г. N 30-П «По делу о проверке конституционности статей 4, 5 и пункта 5 статьи 14 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» в связи с запросами Правительства Волгоградской области и Правительства Сахалинской области»

Мониторинг законодательства

Тема мониторинга
Постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2013 г. N 30-П «По делу о проверке конституционности статей 4, 5 и пункта 5 статьи 14 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» в связи с запросами Правительства Волгоградской области и Правительства Сахалинской области»
Дата мониторинга
11 Января 2014
Категория
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Программа мониторинга

Органы власти какого уровня должны заботиться о выделении жилья для лиц, больных туберкулезом?

Предметом проверки стали нормы, закрепляющие право на получение жилья за определенной категорией внеочередников.
Это граждане, больные заразными формами туберкулеза (семьи, имеющие такого больного ребенка).
Им полагаются помещения, если они проживают в квартирах, в которых нет возможности выделить такому больному отдельную комнату; в коммуналках; общежитиях. При этом учитывается право этих граждан на допплощадь в соответствии с региональным законодательством.
Поводом для проверки норм стал вопрос о том, к чьим именно полномочиям относится выполнение подобной обязанности (в т. ч. по оплате расходов) — федеральных властей или регионов.
КС РФ пришел к выводу, что положения неконституционны из-за их неопределенности.
Они являются таковыми в той мере, в какой не позволяют четко установить, к какому конкретно уровню публичной власти относятся данные полномочия и, соответственно, кто должен выделять на это средства.
Как пояснил КС РФ, в законодательстве данная обязанность четко не отнесена ни к полномочиям регионов, ни к вопросам местного значения.
По смыслу конституционных норм, если конкретное полномочие в сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов не принадлежит последним, то оно, по общему правилу, относится к компетенции федеральных властей.
Между тем такой вывод опровергается на практике. Причина — в оспариваемых нормах есть упоминание о законодательстве регионов.
В результате указанным гражданам не обеспечивается надлежащий механизм защиты ни при обращении к органам публичной власти, ни при подаче исков в суд.
Все это создает условия для произвольного возложения данной обязанности на органы публичной власти разного уровня, что приводит к нарушению принципа равенства.
Законодатель должен принять соответствующие поправки.
При этом он должен исходить из того, что подобное полномочие — расходное обязательство Российской Федерации.
Между тем не исключена возможность передать такое полномочие региональным или местным властям.
Условие — выделение им материальных и финансовых средств, необходимых для этого. Причем даже в таком случае регионы и муниципалитеты не лишены возможности участвовать в реализации полномочия за счет собственных средств.