Главная » Мониторинг » Постановление Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКА П» и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница N 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики»

Мониторинг законодательства

Тема мониторинга
Постановление Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКА П» и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница N 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики»
Дата мониторинга
08 Марта 2014
Категория
Административные правонарушения и административная ответственность
Программа мониторинга

Конституционный Суд РФ защитил юрлиц от чрезмерных административных штрафов.

Оспаривалась конституционность положений КоАП РФ, устанавливающих минимальные размеры штрафов для юрлиц за некоторые правонарушения (100 тыс. руб. и выше). Это пользование недрами без лицензии (ч. 1 ст. 7.3). Нарушение требований промышленной безопасности (ч. 1 ст. 9.1). Нарушение требований техрегламентов (ч. 1 ст. 14.43). Нераскрытие или нарушение порядка и сроков раскрытия информации на финансовых рынках (ч. 2 ст. 15.19). Нарушение требований законодательства при подготовке и проведении общих собраний акционеров, а также владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов (ч. 2 и 5 ст. 15.23.1). Непредставление информации в Банк России (ст. 19.7.3).
Положения, предусматривающие такие высокие штрафы, признаются неконституционными. Во взаимосвязи с общими правилами применения административных наказаний они не допускают назначать штраф ниже низшего предела. Тем самым данные нормы не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия правонарушения, степень вины юрлица, его имущественное и финансовое положение, а также иные обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности.
Как отметил Конституционный Суд РФ, для субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций столь высокий штраф сопровождается существенными обременениями. Последние могут оказаться для них непосильными и привести к самым серьезным последствиям, вплоть до вынужденной ликвидации. Более того, неуплата штрафа в установленные сроки может повлечь его увеличение вдвое.
Федеральному законодателю надлежит внести в КоАП РФ соответствующие изменения. Есть разные способы. Так, можно снизить минимальные размеры штрафов, установить более мягкие альтернативные санкции, дифференцировать размеры штрафов для различных категорий (видов) юрлиц, уточнить (изменить) правила наложения и исполнения административных наказаний. При этом законодатель не лишен возможности закрепить предельный размер штрафа, назначаемого юрлицу, ниже которого его нельзя снизить. До внесения в КоАП РФ изменений минимальный размер штрафа для юрлиц, составляющий 100 тыс. руб. и более, может быть снижен судом ниже низшего предела.
Причем данная позиция распространяется и на другие нормы КоАП РФ, устанавливающие для юрлиц минимальные штрафы в размере 100 тыс. руб. и более.