Главная » Мониторинг » Постановление Конституционного Суда РФ от 26 июня 2014 г. N 19-П «По делу о проверке конституционности положений части 18 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 4 статьи 10 и пункта 2 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 3 статьи 7 Закона Ивановской области «О муниципальных выборах» в связи с жалобой граждан А.В. Ерина и П.В. Лебедева»
Тема мониторинга
|
Постановление Конституционного Суда РФ от 26 июня 2014 г. N 19-П «По делу о проверке конституционности положений части 18 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 4 статьи 10 и пункта 2 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 3 статьи 7 Закона Ивановской области «О муниципальных выборах» в связи с жалобой граждан А.В. Ерина и П.В. Лебедева»
|
Дата мониторинга
|
05 Июля 2014
|
Категория
|
Выборы, избирательная система, референдум
|
Программа мониторинга
|
Суд должен успевать проверять законность самороспуска местных депутатов до даты досрочных выборов их нового состава!
Предметом проверки стал ряд норм, касающихся досрочного прекращения полномочий местных депутатов. Речь идет о прекращении полномочий депутатов в ситуации, когда представительный орган местного самоуправления объявляет о самороспуске. В таком случае назначаются досрочные выборы в представительный орган нового созыва. Срок — не не позднее 6 мес. со дня самороспуска. По мнению заявителей, нормы неконституционны, поскольку они не позволяют отменить указанные досрочные выборы в случае, когда суд признал решение о роспуске незаконным. Тем самым нарушаются права тех депутатов, срок полномочий которых еще не истек, но они были прекращены из-за самороспуска. КС РФ пришел к выводу о том, что нормы конституционны, и подчеркнул следующее. Права упомянутых депутатов защищаются посредством судебных процедур, в которых проверяется законность решения о самороспуске. При этом в любом случае предполагается, что такие судебные процедуры должны быть завершены до того, как наступит дата досрочно назначенных выборов. Как указал КС РФ, сроки, в рамках которых должна осуществляться судебная защита прав, нарушенных решением о самороспуске, должны быть максимально сокращены. Нужно исключать длительную ситуацию неопределенности в отношении правового статуса представительного органа муниципального образования, принявшего решение о самороспуске, и статуса входящих в его состав депутатов. В противном случае на практике не исключено возникновение коллизий, создающих предпосылки для ущемления конституционно значимых интересов. Правоприменительные органы, включая суды, не должны допускать ситуацию, когда в муниципалитете оказываются формально действующими одновременно несколько составов (избранный на досрочных выборах и прежний созыв, досрочное прекращение полномочий которого признано судом незаконным). Правовое регулирование нужно изменить так, чтобы максимально сократить сроки обжалования и рассмотрения подобных дел в судах.
|
Регистрация на семинар