Главная » Мониторинг » Постановление Конституционного Суда РФ от 26 июня 2014 г. N 19-П «По делу о проверке конституционности положений части 18 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 4 статьи 10 и пункта 2 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 3 статьи 7 Закона Ивановской области «О муниципальных выборах» в связи с жалобой граждан А.В. Ерина и П.В. Лебедева»

Мониторинг законодательства

Тема мониторинга
Постановление Конституционного Суда РФ от 26 июня 2014 г. N 19-П «По делу о проверке конституционности положений части 18 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 4 статьи 10 и пункта 2 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 3 статьи 7 Закона Ивановской области «О муниципальных выборах» в связи с жалобой граждан А.В. Ерина и П.В. Лебедева»
Дата мониторинга
05 Июля 2014
Категория
Выборы, избирательная система, референдум
Программа мониторинга

Суд должен успевать проверять законность самороспуска местных депутатов до даты досрочных выборов их нового состава!

Предметом проверки стал ряд норм, касающихся досрочного прекращения полномочий местных депутатов.
Речь идет о прекращении полномочий депутатов в ситуации, когда представительный орган местного самоуправления объявляет о самороспуске.
В таком случае назначаются досрочные выборы в представительный орган нового созыва. Срок — не не позднее 6 мес. со дня самороспуска.
По мнению заявителей, нормы неконституционны, поскольку они не позволяют отменить указанные досрочные выборы в случае, когда суд признал решение о роспуске незаконным.
Тем самым нарушаются права тех депутатов, срок полномочий которых еще не истек, но они были прекращены из-за самороспуска.
КС РФ пришел к выводу о том, что нормы конституционны, и подчеркнул следующее.
Права упомянутых депутатов защищаются посредством судебных процедур, в которых проверяется законность решения о самороспуске.
При этом в любом случае предполагается, что такие судебные процедуры должны быть завершены до того, как наступит дата досрочно назначенных выборов.
Как указал КС РФ, сроки, в рамках которых должна осуществляться судебная защита прав, нарушенных решением о самороспуске, должны быть максимально сокращены.
Нужно исключать длительную ситуацию неопределенности в отношении правового статуса представительного органа муниципального образования, принявшего решение о самороспуске, и статуса входящих в его состав депутатов.
В противном случае на практике не исключено возникновение коллизий, создающих предпосылки для ущемления конституционно значимых интересов.
Правоприменительные органы, включая суды, не должны допускать ситуацию, когда в муниципалитете оказываются формально действующими одновременно несколько составов (избранный на досрочных выборах и прежний созыв, досрочное прекращение полномочий которого признано судом незаконным).
Правовое регулирование нужно изменить так, чтобы максимально сократить сроки обжалования и рассмотрения подобных дел в судах.