Главная » Мониторинг » Постановление Конституционного Суда РФ от 6 февраля 2014 г. N 2-П «По делу о проверке конституционности подпункта 5 статьи 4 Федерального закона «О ветеранах» в связи с жалобой гражданина В.А. Корсакова»

Мониторинг законодательства

Тема мониторинга
Постановление Конституционного Суда РФ от 6 февраля 2014 г. N 2-П «По делу о проверке конституционности подпункта 5 статьи 4 Федерального закона «О ветеранах» в связи с жалобой гражданина В.А. Корсакова»
Дата мониторинга
15 Февраля 2014
Категория
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Программа мониторинга

Инвалидами ВОВ могут признаваться и те, кто разминировал территории до февраля 1944 г.!

Предметом проверки стали нормы, относящие к инвалидам ВОВ определенную категорию лиц.
Речь идет о тех, кто ранее привлекался организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов.
При этом положения устанавливают, что подразумевается период с февраля 1944 г. по декабрь 1951 г.
Соответственно, данные лица относятся к названной категории, если они привлекались к перечисленным работам и стали инвалидами из-за ранения, контузии или увечья, полученных именно в такой период.
КС РФ пришел к выводу, что нормы неконституционны.
Они являются таковыми в той мере, в какой не позволяют относить к названной категории граждан, ставших инвалидами по этим же причинам, но в иной период — до февраля 1944 г.
Как пояснил КС РФ, выбор критериев отнесения граждан к инвалидам ВОВ — прерогатива законодателя.
Вместе с тем он обязан следовать принципам юридического равенства и справедливости.
Из этих принципов вытекает необходимость равного обращения с лицами, находящимися в одинаковых условиях.
Вводя указанные хронологические границы, законодатель исходил из даты издания соответствующего акта Госкомитетом обороны СССР. Т. е. он обусловил возможность приобрести статус инвалида ВОВ определенным фактом.
Это участие гражданина в перечисленных работах исключительно с момента, когда их организация и проведение были нормативно оформлены.
При этом не было принято во внимание, что лица из числа гражданского населения начали привлекаться к таким работам органами местной власти значительно раньше. Они подвергали риску свою жизнь, здоровье и получали ранения, контузии и увечья непосредственно при их проведении.
Таким образом, оспариваемое регулирование ввело различия в правовом статусе лиц в зависимости от того, когда именно (до или после февраля 1944 г.) проводились соответствующие работы.
Между тем введение подобного формального критерия для дифференциации граждан, находившихся в годы ВОВ в одинаковой ситуации, не может быть признано объективно оправданным.