Владимир Путин подписал указ о проведении военных парадов и артиллерийского салюта в честь 75-летия победы в Великой Отечественной войне. Торжественные мероприятия пройдут 24 июня, которое объявлено «нерабочим днем с сохранением за работниками заработной платы».
Как видно, Президент в очередной раз использовал формулировку, с применением которой на практике уже два месяца пытаются разобраться специалисты. С одной стороны, это несколько упрощает ее толкование, позволяя использовать уже наработанные за прошедшее время решения. Так, полагаем, по аналогии с предыдущими нерабочими днями можно говорить о том, что нерабочий день 24 июня не приведет к изменению июньской нормы рабочего времени. Оплачиваться он будет как фактически отработанный день. Понятно, как табелировать этот день и что делать, если он совпал с отпуском. Можно спрогнозировать позицию органов власти относительно ситуации, когда на нерабочий день приходится день выплаты заработной платы или день увольнения работника (хотя и не всегда ясно, как именно следует такие разъяснения чиновников претворять в жизнь) и так далее.
Однако некоторые проблемы, наоборот, встают еще острее, чем в предыдущие нерабочие периоды. Так, например, в отличие от предыдущих указов, Указ N 345 не содержит никаких исключений по его применению. То есть формально 24 июня является нерабочим днем для всей страны, независимо от отраслевой принадлежности организации, характеры ее работы, от того, работают ли работники дистанционно, и так далее.
Однако очевидно, что вся страна одномоментно приостановить работу не может. Тем не менее, за более чем два месяца, которые прошли с момента введения первого «режима нерабочих дней», Минтруд России так ни разу и не ответил на вопрос о том, можно ли привлекать к работе в нерабочие дни работников, в отношении которых такой режим действует, и если да, то как это надлежит оплачивать. Напомним, что трудовое законодательство содержит лишь механизм привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, однако нерабочие дни ни являются ни тем, ни другим. То есть формально применить к ним соответствующие нормы ТК РФ если и возможно, то только по аналогии, но чиновники ни разу не выражали своего одобрения подобным действиям.