Правительство РФ внесло соответствующие изменения в Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения (постановление Правительства РФ от 17 февраля 2018 г. № 1721). Напомним, что цель федерального надзора в области дорожного движения – предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность по эксплуатации автодорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техобслуживанию и ремонту транспортных средств юрлицами и ИП. Также он распространяется и на граждан – участников дорожного движения в части соблюдениязаконодательства о безопасности дорожного движения (п. 1 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения).
Так, плановые проверки в области безопасности дорожного движения в зависимости от категории риска, к которой отнесена деятельность юрлиц и ИП, по общему правилу, будут осуществляться со следующей периодичностью:
- для категории чрезвычайно высокого риска – один раз в год;
- для категории высокого риска – один раз в 2 года;
- для категории значительного риска – один раз в 3 года;
- для категории среднего риска – не чаще одного раза в 4 года;
- для категории умеренного риска – не чаще одного раза в 5 лет;
- для категории низкого риска – не чаще одного раза в 10 лет.
При этом уточняется, что при наличии критериев, позволяющих отнести деятельность субъекта надзора сразу к нескольким категориям риска, будут применяться критерии, относящие его деятельность к более высокой категории риска.
Исходя из тяжести потенциальных негативных последствий, вызванных несоблюдением обязательных требований деятельность субъектов надзора, осуществляющих эксплуатацию автомобильных дорог, относят к следующим категориям риска:
- к чрезвычайно высокому риску – при наличии вступившего в законную силу в течение 2 лет, предшествующих дню принятия решения об отнесении к любой категории риска, приговора суда о привлечении к уголовной ответственности лица, сотрудника юрлица, ИП за халатность, повлекшую по неосторожности причинение в ДТП тяжкого вреда здоровью или смерть человека либо смерть двух или более лиц, или вступление в законную силу в аналогичные сроки решения о назначении административного наказания субъекту надзора или его должностному лицу за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего;
- к значительному риску – при осуществлении деятельности по эксплуатации автомобильных дорог (их участков), отнесенных в соответствии с законодательством РФ к классам «автомагистраль», «скоростная автомобильная дорога», категориям І-А, І-Б, І-В, «магистральная дорога», «магистральная улица общегородского значения», и (или) дорожных сооружений на них, а также при осуществлении деятельности по эксплуатации автомобильных дорог в границах железнодорожных переездов, отнесенных к категориям І и ІІ;
- к низкому риску – при осуществлении деятельности по эксплуатации автомобильных дорог (их участков), в том числе в границах железнодорожных переездов, не отнесенной к другим категориям риска.
Для осуществления контроля по новым правилам МВД России предстоит до 30 мая текущего года утвердить формы проверочных листов.
Документ вступит в силу 1 марта за исключением нормы о проведении плановых проверок в области безопасности дорожного движения по проверочным листам (спискам контрольных вопросов) – она начнет действовать с 1 июня.
______________________________
1 С текстом постановления Правительства РФ от 17 февраля 2018 г. № 172 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения» можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (№ опубликования – 0001201802210012)