Главная » Новости » В Госдуму внесен законопроект, регулирующий работу легкового такси

В Госдуму внесен законопроект, регулирующий работу легкового таксиЧт, 12 Май 2022


Предлагается обязать службы заказа легкового такси предоставлять ФСБ России доступ к базам данных обработки и передачи заказов, а также предусмотреть возможность получения разрешения на работу в такси самозанятыми гражданами. Соответствующий законопроект1 об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в России внесен в Госдуму кабмином 11 мая 2022 года.

По мнению авторов инициативы, важной задачей является в том числе урегулирование вопроса об ответственности службы заказа легкового такси за реальный ущерб, причиненный в результате ДТП при перевозке пассажиров и багажа жизни или здоровью пассажира, его багажу или ручной клади, если заказ был принят через службу заказа такси. Отмечается, что в настоящее время такие службы настаивают на исключительно информационно-посредническом характере отношений между собой, перевозчиком легковым такси и пассажиром, что позволяет считать агрегаторов лишь площадкой для совершения сделок и не включает его в число лиц, ответственных за качество такой перевозки или причиненный при ее осуществлении вред. Вместе с тем в определении Верховного Суда РФ от 9 января 2018 г. по делу № 5-КГ17-220 отмечается целесообразность установления ответственность службы заказа легкового такси перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если он заключил договор фрахтования от своего имени либо из обстоятельств заключения договора у добросовестного гражданина-пассажира могло сложиться мнение, что такой договор заключается непосредственно с ним. В этой связи в проекте содержатся положения в части распределения ответственности между службой заказа такси и самим таксистом в зависимости от обстоятельств.

Документом также предусмотрены требования к внешнему виду такси: так, оно должно иметь на кузове – на боковых поверхностях кузова – цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, и опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше. В салоне, в свою очередь, водителем легкового такси должна находиться и предоставляться пассажиру по его требованию информация о действующих тарифах – в том числе о тарифах на единицу пробега или единицу времени пользования транспортным средством, а также правила их применения при определении платы за перевозку. Помимо этого, такси планируется оснащать устройством контроля за вниманием и усталостью (сонливостью) водителя.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что его принятие не повлечет отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий – в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Напротив, конкретизация и законодательное закрепление обязательных требований к деятельности перевозчиков легковым такси, служб заказа легковым такси, а также допуск физлиц-самозанятых к перевозкам легковыми такси позволит создать для граждан более благоприятные и безопасные условия пользования легковым такси, а также повысить эффективность работы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности в этой сфере.

Разработчики проекта для обоснования его актуальности приводят некоторые статистические данные. Так, согласно аналитическому отчету о состоянии конкуренции на рынке услуг по оказанию информационного взаимодействия пассажиров и водителей такси, представленному 5 апреля 2021 г. ФАС России, рынок такси растет только за счет роста заказов такси через приложения. Такая тенденция обусловлена ростом проникновения смартфонов в регионах, удобством заказа и низкие цены на поездки, сокращением времени подачи машины, переходом таксопарков на работу с крупными службами заказа легковых такси и сокращением или отказом от собственных диспетчерских.

Законопроект подготовлен Минтрансом России во исполнение подп. «ж» п. 1 перечня поручений Президента РФ от 25 октября 2017 г. № Пр-2165ГС. В случае положительного рассмотрения инициативы, поправки вступят в силу с 1 марта 2023 года – за исключением отдельных положений.