Главная » Прокуратура » Как не стать жертвой «телефонных мошенников»?

Как не стать жертвой «телефонных мошенников»?

25 Мая 2021

Развитие и внедрение в повседневную жизнь информационно-телекоммуникационных сетей и технологий, целью которых является обеспечение эффективного процесса сбора, обработки, хранения, предоставления и распространения информации по линиям связи, различные банки, осуществляющие банковские операции на территории страны, стали активно применять «онлайн» систему обслуживания клиентов. Данные нововведения, с одной стороны, облегчили обмен полезной и значимой информацией, доступ клиентов к банковским услугам и операциям, с другой – стали использоваться в преступной деятельности, в том числе и в хищении денежных средств с банковских счетов граждан.

При совершении хищений, преступниками все чаще используются современные средства коммуникации, которые значительно облегчают контакт преступника с жертвой, это сотовые телефоны с использованием информационных технологий через сеть Интернет, компьютерная техника и компьютерные программы, используемые также для связи, переписки, а также использование «SIP» операторов связи, предоставляющих возможность подмены номера телефона.

Развитие бесконтактного способа оплаты привело к распространению в обиходе электронных денежных средств, как средства платежа, доступ к денежным средствам, хранящимся на счетах с использованием различных программ через сеть Интернет, перечисление денег с одного счета на другой, что в свою очередь значительно увеличило долю хищений данного вида.

Ответственность за совершение данного рода преступлений предусмотрена, в том числе, п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ (кража с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств).

Как правило, злоумышленники в целях завладения денежными средствами используют различные средства связи, в основном сотовую, и придумывают новые схемы обмана граждан. Благодаря доверчивости граждан в большинстве случаев злоумышленники достигают своих преступных целей. При этом, найти таких преступников весьма сложно, а зачастую практически невозможно. Они используют множество различных абонентских номеров, которые зарегистрированы на других лиц либо оформлены по утерянным другими гражданами паспортам, а денежные средства после их поступления на счет преступников неоднократно перечисляются на другие счета, в том числе на счета иных абонентских номеров различных сотовых операторов.

Основными видами «телефонных мошенничеств» являются:

— звонки от имени сотрудников банков о хакерской атаке на кредитное учреждение, а также о необходимости провести ряд операций для сохранности денежных средств на расчетных счетах;

— звонки от имени сотрудников правоохранительных органов о том, что родственник попал в ДТП, в полицию, в больницу и т.д., в связи с чем, для освобождения от уголовной ответственности, требуют передать определенную сумму денег;

— звонки о желании приобрести какое-либо имущество, размещенное на различных Интернет-сайтах гражданами в объявлениях о продаже. В таких случаях мошенник звонит по объявлению и просит продиктовать номер банковской карты для перечисления аванса за товар, а потом просит сообщить различные коды доступа;

— sms-сообщения либо звонки о каком-либо выигрыше (автомобиля, телефона и т.д.), для получения которого необходимо перечислить денежные средства;

— sms-сообщения либо звонки о, якобы, имеющейся задолженности по кредитам, которые необходимо погасить.

Будьте внимательны! Но если же злоумышленники смогли Вас обмануть и похитили денежные средства, незамедлительно обращайтесь в полицию.