Общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований определены Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
В соответствии с ч. 2 ст. 3 означенного Закона контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
В силу ст. 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета до его рассмотрения представительным органом местного самоуправления. Внешняя проверка включает в себя внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
Местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета проводится в срок, не превышающий один месяц.
Частью 2 статьи 264.4 БК РФ предусмотрено, что по обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, создание органа внешнего муниципального финансового контроля (контрольно-счетного органа) муниципального района является обязательным. Кроме того, обязательный характер носит проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета именно контрольно-счетным органом, созданным в порядке, установленном Законом.