Главная » Прокуратура » Новый закон о закупках для государственных и муниципальных нужд

Новый закон о закупках для государственных и муниципальных нужд

26 Февраля 2014

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». С той же даты утрачивает силу Федеральный закон от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». 

Закон, прежде всего, направлен на совершенствование закупочной деятельности, обеспечение гласности и прозрачности закупок, развитие добросовестной конкуренции, противодействие коррупции.

 В качестве наиболее существенных новелл закона необходимо выделить следующие:

— размещение на официальном интернет-сайте для неограниченного доступа не только информации о проведении процедур, но и планов закупок, результатов аудита контракта. Публикации подлежат все существенные действия заказчика: обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта;

— введение института общественного контроля за государственными закупками. Так, предусмотрено положение о создании общественного совета по контролю за государственными закупками, наделенного конкретными полномочиями, вплоть до включения членов совета в конкурсные комиссии заказчиков;

— введение института контрактной службы заказчиков — подразделения, отвечающего за реализацию всего цикла закупок. Сотрудники контрактной службы несут персональную ответственность за соблюдение требований, предусмотренных законом, и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта;

— изменение подхода к определению исполнителя контракта. Перечень возможных процедур расширен таким образом, чтобы в зависимости от предмета закупки заказчик мог определить наиболее адекватный метод оценки предложений участников. Основной способ выбора исполнителя — открытый одноэтапный конкурс. Электронный аукцион сохраняется только для закупок простых, типовых товаров;

— установление запрета на заключение контракта с единственным поставщиком в случае, если процедура не состоялась. Для таких ситуаций предусмотрено использование упрощенной короткой процедуры – запроса предложений;

— введение антидемпинговых мер, а именно установление обязанности участника размещения заказа при представлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, представить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование;

— введение процедуры изменения и расторжения контракта. При этом возможность изменения или расторжения контракта должна быть обоснована заказчиком в плане закупок, оговорена в документации о закупке и в контракте;

— введение качественного аудита результатов исполнения контрактов;

— утверждение организационной структуры управления федеральной контрактной системой. 

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок определены постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 №728. 

Так, Минэкономразвития России является органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в указанной сфере. 

ФАС России уполномочена осуществлять контроль в сфере закупок и согласовывать применение закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). 

 

Подготовлено прокуратурой Хворостянского района