Зачастую нередка ситуация, когда, например, покупатель, пробираясь между стеллажами, роняет стоящую посреди прохода пирамиду из бутылок висящей на плече сумкой и администрация магазина настаивает, чтобы разбитый товар был оплачен.
Вместе с тем, в соответствии со статьёй 1064 гражданского кодекса РФ, которая устанавливает правила, согласно которым лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Следовательно, если покупатель, к примеру поскользнулся на влажном полу и разбил стеллаж с продукцией, его вина отсутствует, а ответственность несут работники магазина.
Кроме того, в настоящее время действует ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», а также СНиП 2.08.02–89 «Общественные здания и сооружения ..», согласно требованиям которых расстояние между магазинными стеллажами не должно быть меньше 1,4 метра. Причем, чем магазин больше, тем шире должны быть проходы между полками, например:
1,4 м — при торговой площади до 100 м2
1,6 м — при торговой площади св.100 до 150 м2
2 м— при торговой площади св. 150 до 400 м2
2,5 м — при торговой площади св. 400 м2
Таким образом, при возникновении ситуации, когда покупатель не по своей вине повредил какие-либо товары и администрация магазина заставляет его оплатить товар, необходимо руководствоваться следующим.
Требовать книгу отзывов и предложений, где подробно описать случившееся, включая время происшедшего (в залах торговых центров как правило ведётся видеонаблюдение), свидетелей и основных участников конфликта. Кроме того, необходимо потребовать составления акта о порче товара, в котором необходимо зафиксировать все сопутствующие обстоятельства: скользкий пол, узкие проходы между стеллажами и т.п.
Кроме того, по указанным фактам необходимо написать обращение в соответствующие контролирующие органы, например, в территориальные органы Роспотребнадзора.